И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово (с) Анна Ахматова

Правила форума



АвторСообщение
Вук Задунайский




Сообщение: 437
Зарегистрирован: 11.05.14
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.14 10:15. Заголовок: Проблемы образования


Начнем тему с матерьяльчика:

Известный в Латвии художник, режиссёр – в общем, деятель культуры и просто хороший человек Эрик Силиньш рассказал на своей страничке в Фейсбуке вот такую житейскую историю.

«Сегодня, оказавшись в одной компании (обычные нормальные ребята, работающие на производстве, редко выпивающие), заметил контурную политическую карту мира с границами и предложил латышке (26 лет) в шутку найти Латвию. К моему удивлению, через 2 минуты она вернула мне карту ничего не найдя. Я предложил найти Латвию другой латышке(28 лет) – результат тот же! Тогда я предложил это сделать парню-латышу (24 года) – он испуганно посмотрел на карту и показал на Иран. В шоковом состоянии я передал карту ещё одному латышу (24 года), через полминуты отобрал карту и передал её русской части компании – девушка (20 лет) и два парня (26 и 30 лет) сразу же показали расположение Латвии. Тут мне пришла идея спросить у девушки-латышки, с которой начался спонтанный географический эксперимент, чтоб она показала мне на карте, где находится Россия. Она начала неуверенно водить пальцем по карте и ткнула в Киргизию. Тут уже я не выдержал, и показывая на Латвию, выдал "страшную тайну": "Иева, это Латвия, а вот это (медленно обводя пальцем границы) Россия". На этом я решил закончить экзамен по географии».

Не надо злорадства. Не уверен, что результат аналогичного эксперимента, будь он проведён в России, окажется более приятным для национального самолюбия великороссов. А возможную статистическую погрешность «в нашу пользу» предлагаю списать на генетику – «служанку русского империализма» – и на ряд случайных обстоятельств. Ну, хотя бы на такое объективное обстоятельство, что заветная мечта наших политчиновников о европеизации образования давно уже стала в Латвии былью, результаты каковой были мы и наблюдаем в «экзамене Силиньша». В конце концов, движение к светлой цели в разных обломках империи начали практически одновременно – значит, так же дружно (ну, с поправкой на одно поколение) у означенной цели и должны оказаться. Кто ищет – тот всегда найдёт.

Дело не в том, что опростоволосившиеся молодые латыши плохо учились в школе – уверен, что как раз наоборот.

Дело в другом. То, что естественно и нормально знать советскому школьнику, столь же естественно и нормально не знать школьнику современному. Стремительная деградация уровня личностного развития через нулевую отметку до прямо противоположного значения случилась, строго говоря, за одно (!) поколение. И эта деградация признана не просто нормой, но, по существу, – успехом прогрессивных реформ, свидетельствующим о преодолении наследия тоталитарного прошлого.

Но о тоталитарном прошлом мы тоже ностальгически плакать не будем – мы вместо этого порассуждаем об избавлении от успешного прогрессивного настоящего. Чтобы у нас было будущее.

И ключ мы найдём там же – на страничке Силиньша в Фейсбуке. В комментариях к известной уже нам истории русская учительница рассказывает о замечании, которое ей сделали европеизированные коллеги: «У нас детей не принято дрессировать». Уточняем формулировку: мы, мол, европейцы, даём детям радостно и свободно произрастать и «грузим» их знанием только необходимого функционала, а вы, совки, насильно впихиваете в них груды бесполезной информации.

И это – очень верное замечание.

Мы с вами уже говорили (здесь, например) о двух проектных подходах – том, который органичен и эффективен для западной цивилизации, и том, который органичен и эффективен для русской цивилизации. Каждый из этих подходов не лучше и не хуже – они просто разные, и местами даже диаметрально противоположные.

В плоскости человекостроения разница этих подходов вот в чём выражается.

Западный проект объективно нуждается в дроблении общества на простейшие индивидуальные составляющие, в их рациональной сегрегации (а при необходимости – в апартеиде и геноциде в самом прикладном значении) и дальнейшем использовании человеческого материала согласно инструкции. Следовательно, оптимальная рабочая единица – это индивидуум, натасканный на качественное исполнение предписанных функций, строго в функциональных пределах социализированный, руководствующийся минимально необходимым набором инстинктов физиологического и материального самообеспечения и довольствующийся заботливо подготовленной для него картинкой окружающего мира.

В этой матрице латышскому юношеству действительно не нужны лишние знания – например, где находится его родина и кто такие Раймонд Паулс и Паулс Страдынь. Ну, вот такое латышу предначертано место в глобальном штатном расписании. Да и для русского юношества предусмотрена реформа образования – с похожей задачей.

Суверенный же русский цивилизационный проект объективно нуждается в свободных, самостоятельно мыслящих и способных к безграничному развитию личностях. Это не потому что мы такие добрые и высокодуховные, а потому что задач и вызовов перед русской цивилизацией всегда громадьё, а людей всегда не хватает. Соответственно, каждый должен отдать родине всё, на что способен, и ещё немножко. Требовать такого от покорных исполнителей, приученных к действиям «от сих до сих», глупо и бесполезно: человек способен на великие свершения только осмысленно и по собственной воле. А когда осмысленность требует от таких свободных личностей построиться в ударные бригады и армейские колонны, скованные жестокой дисциплиной, получаются пятилетки и Май 45-го.

Итак, к осмыслению и проявлению воли способна только свободная и развитая личность. И вот тут мы сталкиваемся с парадоксом реальной свободы (а не той, что в «правах человека» и прочей, с русской точки зрения, бессмыслице): свободная личность получается только в результате систематического насилия над индивидуумом.

Дело в том, что личностное развитие никаким боком не входит в перечень естественных человеческих потребностей. Более того: задача, скажем, покорения космоса этим потребностям прямо противоречит – а у нас как-то так повелось, что все задачи примерно такого характера. Механизм сознательного отказа от естественных радостей жизни (пожрать, поспать и позабавиться с айпадом) в пользу других ценностей выстраивается как раз в процессе насильственного навязывания ценностей более высокого порядка. То есть – как раз в процессе воспитания и образования.

(Причём мы же понимаем, что слово «насилие» в данном случае употребляется не в значении «репрессии» (хотя, бывает, и не без этого), а именно в значении «насаждение вопреки естественности» – с тем, чтобы в результате навязанное стало естественным. Чтобы человек сам, без понуканий, полагал высшим счастьем не заброшенную в пузо лишнюю плюшку, а свершение, которое изменит мир к лучшему и принесёт пользу кому-то незнакомому – хотя бы одному.)

Возвращаемся к «экзамену Силиньша». Один из обязательных элементов такого насилия над индивидуумом – принуждение его к обретению «лишних» знаний. Этот императив был положен в основу прусской и русской классической гимназии и доведён до тотального и общеобязательного совершенства в советской школе. «Лишние» знания – это комплекс системных фундаментальных естественнонаучных и гуманитарных представлений о мире, тот самый интеллектуальный инструментарий, который позволяет человеку бесконечно познавать и изменять этот мир и себя в нём, и, следовательно, делает его свободной личностью.

Вот и вся, собственно, диалектика.

Именно такое понимание человекостроения и представляется единственно верным применительно к тому будущему, в котором должны жить наши дети.

(с) http://www.odnako.org/blogs/o-kategoricheskoy-neobhodimosti-nasiliya-nad-individuumom-chtobi-iz-nego-poluchilas-svobodnaya-lichnost/

Массовые расстрелы, галоперидол и питательные клизмы спасут мир!

Закономерность - это то, что мы думаем о мире. Случайность - это то, что мир думает о нас

Умирают все, живут единицы
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 11 [только новые]







Сообщение: 123
Зарегистрирован: 11.05.14
Откуда: Империя Зла, Мордор
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.14 13:32. Заголовок: На карте покажу, но ..


На карте покажу, но не факт, что не перепутаю конкретно с Литвой. Каюсь, всегда их путала, Литву и Латвию, хоть мне и не 20 лет Они, заразы, такие одинаковые.

Кстати, может кому пригодится для детишек. Советские учебники:
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4507304

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Вук Задунайский




Сообщение: 463
Зарегистрирован: 11.05.14
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.14 17:54. Заголовок: Убиться веником пише..


Убиться веником пишет:

 цитата:
Кстати, может кому пригодится для детишек. Советские учебники:



Прелесть какая! Пасиб.

Массовые расстрелы, галоперидол и питательные клизмы спасут мир!

Закономерность - это то, что мы думаем о мире. Случайность - это то, что мир думает о нас

Умирают все, живут единицы
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 147
Зарегистрирован: 11.05.14
Откуда: Империя Зла, Мордор
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.14 18:04. Заголовок: Положу-ка их, кстати..


Положу-ка их, кстати, в полезности

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 25
Зарегистрирован: 11.05.14
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.14 22:04. Заголовок: Убиться веником, Лит..


Убиться веником, Литву от Латвии на карте отличить легко: Литва примыкает к Польше, с которой когда-то была одним целым, Латвия - нет.
Admin, вспомнилось из Маяковского (цитирую приблизительно, по памяти): если американец заостряет игольные кончики, он достигает в этом деле совершенства, но может никогда ничего не слышать про игольные ушки. Это не его профессия, ему за это не заплатят.

Дaвaйте все нaпишем мы для будущих годов,
Что были лесa выше мы и стaрше городов!..
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 166
Зарегистрирован: 11.05.14
Откуда: Империя Зла, Мордор
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.14 22:34. Заголовок: МаккуроКуроске, да, ..


МаккуроКуроске, да, кстати, вариант =) Но вообще прибалты - они и в африке прибалты все кучей =)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 21
Зарегистрирован: 11.05.14
Откуда: Россия, Ростов-на-Дону
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.14 23:07. Заголовок: Один из обязательных..



 цитата:
Один из обязательных элементов такого насилия над индивидуумом – принуждение его к обретению «лишних» знаний. Этот императив был положен в основу прусской и русской классической гимназии и доведён до тотального и общеобязательного совершенства в советской школе. «Лишние» знания – это комплекс системных фундаментальных естественнонаучных и гуманитарных представлений о мире, тот самый интеллектуальный инструментарий, который позволяет человеку бесконечно познавать и изменять этот мир и себя в нём, и, следовательно, делает его свободной личностью



+100
Есть еще старое марксистское определение свободы: "Свобода - это осознанная необходимость"

В этой свободе нет вседозволенности и потребляйста, а есть тот порыв, который ведет человека вперед и позволяет преодолевать обстоятельства

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 41
Настроение: nice
Зарегистрирован: 11.05.14
Откуда: Россия
Репутация: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.14 07:36. Заголовок: и вот тут появляется..


и вот тут появляется вопрос - "а зачем мне знать географию?"
и ответить на это нечего. Бесполезно говорить про гибкость ума, про какой-то интерес знать эту самую географию, да даже про то, что любой житель страны должен знать, где в мире она находится.
Ничего никто не должен.

Я реально себя ощущаю неким реликтом, динозавром, ветхим библиотекарем, пережитком прошлого. Даже мои сверстники и те в большинстве своем поддерживают мнение, что "лишнее" знание только засоряет мозг, что необходимо знать только то, что пригодится здесь и сейчас.

Да, детка! Дай мне автомат, и я покажу, как много у меня ума!

Вкус победы - это вкус чужой боли.

I'm not A Bitch, I'm THE Bitch. And Miss Bitch for you!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Оператор нетактичной реальности




Сообщение: 113
Зарегистрирован: 11.05.14
Откуда: Российская Федерация, Москва & СПб
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.14 09:46. Заголовок: Одной из проблем сов..


Одной из проблем современной педагогической системы стало радикальное изменение базового принципа, на котором со времен античности строилось все преподавание - в учебном заведении человек получает больше информации нежели за его пределами.
Все, современное информационное общество выровняло плотность информационного потока в школе и вне школы. Более того, в ряде случаев разница потенциалов вообще не в пользу учебного заведения.
При этом количество информационных объектов не означает их качество. Учебные заведения, помимо того, что заставляют воспринимать определенные факты и методы - одаривают учащихся пониманием их связи, методиками проверки таких связей. У них есть преимущество в форме системного подхода, однако утрачен инструмент, позволяющий с высокой долей вероятности передать эту системность большей части учащимся.
Попытки наращивать интенсивность информационного потока в школе - уже исчерпаны. Дальше никак, поскольку начинаются проблемы медицинского характера.
Не исключено, что будущее таки за педагогическими провинциями а ля Касталия, поскольку мы живем в фельетонную эпоху, а Герман Гессе со своей "Игрой в бисер" - гениальный автор.

У каждой проблемы есть простое, красивое и при этом неверное решение. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вук Задунайский




Сообщение: 512
Зарегистрирован: 11.05.14
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.14 10:15. Заголовок: sabaytis пишет: Не ..


sabaytis пишет:

 цитата:
Не исключено, что будущее таки за педагогическими провинциями а ля Касталия, поскольку мы живем в фельетонную эпоху, а Герман Гессе со своей "Игрой в бисер" - гениальный автор.



А поподробнее?

Массовые расстрелы, галоперидол и питательные клизмы спасут мир!

Закономерность - это то, что мы думаем о мире. Случайность - это то, что мир думает о нас

Умирают все, живут единицы
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Оператор нетактичной реальности




Сообщение: 114
Зарегистрирован: 11.05.14
Откуда: Российская Федерация, Москва & СПб
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.14 13:08. Заголовок: А подробнее... В про..


А подробнее...
В произведении Гессе все крутится вокруг игры в бисер, которая фактически положила конец так называемой фельетонной эпохе.
Особо детально педагогические провинции там не описываются - они скорее фон для разворачивания истории. Наверное, имеет смысл воспринимать это как расширенный вариант интернатов из Мира Полудня Стругацких, со спецификой Игры в бисер.
Общая идея в обучении детей не погружая их, неподготовленных, в кашу большого мира.
А в целом - всячески рекомендую эту книгу Гессе...

У каждой проблемы есть простое, красивое и при этом неверное решение. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 62
Зарегистрирован: 11.05.14
Откуда: Россия, село Покровское Свердловской области
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.14 13:09. Заголовок: Лет пятнадцать назад..


Лет пятнадцать назад моя мама попросила меня помочь сделать домашнее задание младшей сестре по истории. там было что-то про крестовые походы европейские. Сестра с плачем отобрала у меня учебник, заткнула уши и сообщила, что "Нам в школе нельзя быть умнее учительницы! Поэтому не рассказывай мне ничего!!!"

Но это еще так, учительница вполне могла быть не очень эрудированной, да и просто не любить историю, но современный учебник по окружающему миру за второй класс, где с умным видом детям сообщается, что мел - белый и им можно рисовать на асфальте... Пришлось самой рассказывать о происхождении мела, гранита, пемзы и нефти с газом, что я сама запомнила тоже со второго класса.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет